НЕДАВНО ОДИН ИЗВЕСТНЫЙ ПУБЛИЦИСТ ПОСЕТОВАЛ: ПЕРЕВЕЛИСЬ-ДЕ НА РУСИ
ЦЕРКОВНЫЕ ПАСТЫРИ, РЕВНУЮЩИЕ О БЛАГЕ ОТЕЧЕСТВА, СПОСОБНЫЕ ОБЛИЧИТЬ ПРОДАЖНОСТЬ И
БЕССТЫДСТВО СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИКАНОВ. НАМЕРЕВАЯСЬ НЫНЕ ПО СИЛАМ МОИМ СКАЗАТЬ
СЛОВО ОБЛИЧЕНИЯ ЗЛОБАМ И СТРАСТЯМ ОБЕЗУМЕВШЕГО, ОБЕЗВЕРИВШЕГОСЯ МИРА, СЧИТАЮ
НЕОБХОДИМЫМ ПОЯСНИТЬ: ЦЕРКОВЬ РЕВНУЕТ ЛИШЬ О СЛАВЕ БОЖИЕЙ, О ВЕЧНОЙ ИСТИНЕ, А НЕ
О СИЮМИНУТНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЫГОДЕ. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ РАВНО ЛЮБИТ
ВСЕХ: И ВЕРНЫХ СВОИХ ЧАД, И ЗАБЛУДШИХ, НЕПРИМИРИМО ВОИНСТВУЯ ЛИШЬ С ПОДЛЫМ,
РАСЧЕТЛИВЫМ, ЗЛОНАМЕРЕННЫМ БОГОБОРЧЕСТВОМ, НЕОТСТУПНО СТРЕМЯЩЕМСЯ СОКРУШИТЬ
РУССКУЮ ДЕРЖАВУ, В КАКИХ БЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОРМАХ ОНА НИ СУЩЕСТВОВАЛА, ИБО ПОД
ПОКРОВОМ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ - ОТВЕТСТВЕННОЙ И НАЦИОНАЛЬНО ОСОЗНАННОЙ - ВСЕГДА БУДЕТ ЖИВО И ДЕЙСТВЕННО РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ.
| ||
Св. апостол Петр |
ОТЕЧЕСТВО НАШЕ, народ наш - переживают ныне лютые, тяжелейшие
времена смуты и безначалия. Святыни попраны и оплеваны, государство предано и
брошено на разграбление бессовестным и алчным стяжателям, жрецам новой
официальной религии - культа духовного и физического разврата, культа
безудержной наживы - любой ценой. Процесс апостасии, разложения живого и
цельного христианского мироощущения, предсказанный Господом Иисусом Христом
почти два тысячелетия назад, близок к завершению. По всей видимости, Бог судил
нам стать современниками "последних времен". Антихрист как реальная политическая
возможность наших дней уже не вызывает сомнений.
В этих условиях, когда
делается все, "чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24: 24),
необходимо вернуть человеку понимание истинного смысла его существования. Но
одного этого мало: нужно вернуть смысл и нашему соборному, наpодному бытию.
Вопросы религиозного осмысления истории русского народа приобретают в этой связи
особую злободневность. Тем более, что события русской истории ни по своим
масштабам, ни по нравственному значению не укладываются в рамки
рационалистического познания.
Оглядывая отечественную историю, непредвзятый
наблюдатель повсюду находит несомненные следы промыслительного Божия попечения о
России. События здесь происходят почти всегда вопреки "объективным
закономерностям", свидетельствуя о том, что определяют историю не земные,
привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие "чин
естества" и недалекий человеческий расчет. Чудо сопровождает Россию сквозь века.
Вот и нынче - по всем планам закулисных дирижеров современной русской трагедии
наше национально-религиозное самосознание давно должно было захлебнуться в
смрадном и мутном потоке пропаганды насилия и бесстыдства, космополитизма,
богоборчества и животных страстей. Наша государственность должна была давно
рухнуть под грузом бесконечных предательств и измен, внутренних интриг и
внешнего давления. Наши дети давно должны были бы убивать друг друга на полях
новой братоубийственной гражданской войны, для разжигания которой было приложено
столько усилий мнимыми "миротворцами" и лукавыми "посредниками". Наша
хозяйственная жизнь должна бы давно замереть, опутанная удушающей сетью
"реформ", ввергнув страну в экономический и политический хаос.
Ан нет -
хранит Господь! Гнется Русь - да не ломается, и зреет в народе (прежде всего - в
народе церковном) понимание своей великой судьбы, своего подлинного призвания:
быть народом Божиим, неся жертвенное, исповедническое служение перед лицом
соблазнов, искушений и поношений мира, по слову Господа Иисуса Христа: "Будут
предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за
имя Мое... и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине
умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца
спасется" (Мф. 24: 9,11-13).
Невозможно человеку обрести смысл
существования, пока он не осознает себя как религиозную (т. е. связанную с Богом
известными отношениями и обязательствами) личность. Одно из непременных условий
для этого - религиозно-национальное самосознание, т. е. осмысление религиозного
содержания народного бытия, его промыслительной направленности и определенности.
Никогда не поймут таинственного смысла человеческой истории те, для кого она
представляется лишь скопищем случайных совпадений, разрозненных событий,
поступков и явлений. Недоступным останется понимание истории для тех, кто во
всем стремится отыскать действие мертвых, безличных и неизменных
"закономерностей", с равной неизбежностью определяющих жизнь природы и
человечества. Лишь в рамках церковного вероучения история народов и царств,
завоеваний и революций наряду с вопросами, жизненно важными для каждого
отдельного человека, получает цельное и непротиворечивое объяснение.
Ход
истории зависит не от нас. Но от нашего выбора зависит то место, которое мы
займем в ее течении. То ли, руководимые законом Божиим и совестью, мы осознаем
свой личный религиозный долг как частицу всенародного служения, промыслительно
определенного нам неисповедимыми судьбами Божиими; то ли, боясь лишений и тягот
этого пути, отречемся. Тогда - неизбежное отлучение от благодати и соучастие в
"тайне беззакония" мира сего лишат всякой надежды на помощь Божию и личное
спасение.
Внимательному взору благочестивого наблюдателя открывается картина
взаимной гармонии, сокровенных движений человеческой души с историческими
потрясениями, изменяющими судьбы народов; свободного человеческого выбора со
всемогущим действием промысла Божия. Всемерно побуждают нас к подобным
исследованиям святоотеческие наставления, содержание которых коротко и ясно
совокупил в своих словах святой Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и
Черноморский: "Себе внимай, о человек! Вступи в труд и исследования, существенно
нужные для тебя, необходимые. Определи с точностью себя, твое отношение к Богу и
ко всем частям громадного мироздания, тебе известного. Определи, что дано
понимать тебе, что предоставлено одному созерцанию твоему, и что скрыто от
тебя".
Лишь совершив этот труд, обретает человек драгоценный талант
осмысленной веры, являющийся утешением в скорбях и соблазнах и залогом спасения.
За малое усилие - награда неоценимая...
Религиозный смысл русской истории
выходит далеко за рамки национального значения. "На костях мучеников, -
пророчествовал задолго до революции о. Иоанн Кронштадтский, - как на крепком
фундаменте будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей
верой в Христа Бога и Святую Троицу; и будет по завету святого князя Владимира -
как единая Церковь". Именно эта роль России, как последнего убежища истинной
веры, последней, всеми гонимой Церкви времен общей апостасии и воцарения
антихриста, придает русской истории вселенское, космическое значение.
На
протяжении десяти веков соответствие внешней судьбы страны внутреннему состоянию
народного духа заставляло русских людей с сугубым вниманием относиться к
поучениям, предсказаниям и пророчествам об особой судьбе России, тщательно и
благоговейно доискиваясь - в чем же неповторимый смысл русской истории, какое
служение уготовал Господь для русского народа? Результаты этого кропотливого,
осененного молитвами труда могут быть кратко изложены в виде нескольких
положений, определяющих церковный взгляд на родную историю. Вот они:
1.
Понимание русской судьбы - истории России с ее взлетами и падениями,
благодатными прозрениями и соблазнами богоборчества - возможно лишь в рамках
исторического осмысления извечной борьбы, ведущейся падшим духом против
человеческого рода. Оторвать душу человека от спасительной церковной благодати,
исказить евангельские истины, уничтожить Православную Церковь и ее ограду -
русскую государственность, - эти богоборческие порывы сатаны были теми
внутренними толчками, которые на поверхности русской жизни отражались войнами и
смутами, революциями и "перестройками".
2. Русская история - лишь часть общей
истории человечества, начавшейся с момента грехопадения первых людей и изгнания
их из рая. Концом ее станет второе славное пришествие Христово с последующим
Страшным Судом и преображением мира. Главное событие истории - воплощение Иисуса
Христа, Сына Божия, "нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и
воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася", основавшего на земле
с целью усвоения людьми дарованного Им спасения "едину святую соборную и
апостольскую Церковь".
3. Отношение людей и народов к дару спасения (принятие
или отвержение) в конечном счете определяет судьбу как отдельного человека, так
и целого народа. В своем отношении к Церкви, хранящей дар спасения, человек
свободен. Свобода заключается в выборе между добром и злом, добродетелью и
страстью, законом Божиим и беззаконием, христианским долгом служения и
своеволием, произволом. "Поток истории" есть лишь реализация этого
религиозно-нравственного выбора в событиях и поступках.
4. Народы, как и
люди, неповторимы. Дарования Божии каждому из них определяют его роль и место в
истории человечества. Русскому народу определено Богом особенное служение,
составляющее смысл русской жизни во всех ее проявлениях. Это служение
заключается в обязанности народа хранить в чистоте и неповрежденности
нравственное и догматическое вероучение, принесенное на землю Господом Иисусом
Христом. Этим русский народ призван послужить и всем другим народам земли, давая
им возможность вплоть до последних мгновений истории обратиться к спасительному,
неискаженному христианскому вероучению.
5. Понятие "русский" в этом смысле не
является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в служении русского
народа может принять каждый, признающий Богоустановленность этого служения,
отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования,
независимо от национального происхождения.
6. История русского народа есть
история его призвания к этому служению, история осознания и добровольного
вступления в служение, история борьбы народа с искушениями, соблазнами и
гонениями, грозившими извратить идею служения или воспрепятствовать ему. Нашу
историю можно разделить на три периода:
Первый этап - становление русского
самосознания, охватывающий период со времени крещения Руси до эпохи Иоанна IV. В
это время оформилась и закрепилась религиозная основа национального
самосознания. Приняли окончательную форму понятия о смысле существования народа,
его идеалах в жизни личной, семейной, общественной и государственной.
Второй
этап - период борьбы русского самосознания с многочисленными богоборческими и
материалистическими, антинациональными соблазнами. Его хронологическими рамками
являются Смута XVII века, с одной стороны, а с другой - революция 1917 года и ее
последствия. Временной точкой, завершающей этот этап русской жизни, можно (с
известной долей условности) признать 1988 год - дату тысячелетия Крещения
Руси.
Третий этап - время возрождения русского самосознания во всей его
религиозной и исторической полноте. Свидетелями и современниками этого процесса
являемся все мы, независимо от того, признаем его или отвергаем...
Только
осознав свое место в истории нашего народа, определив в этой связи понятия своих
нравственных обязанностей, своего религиозного долга, мы сможем существовать
осмысленно и полноценно. Сможем достойно, преемственно продолжить
исповедническое служение русского народа, не прекращавшего его в самые лютые
времена, чему свидетели перед престолом Божиим - сонмы новомучеников российских,
за веру Христову и Русь Святую от богоборцев мученический конец приявших. И
главное - существование наше будет приведено в соответствие с Божиим смотрением
о нас, о России, о русском народе.
Только в таком случае сумеем мы удалить из
нашей жизни отраву богоборчества, отличить друзей от врагов, возродить
Святорусскую державу и примириться с Богом. Помоги нам, Господи! Верно и
неизменно слово Твое, реченное некогда в утешение маловерным: "Вот Я повелеваю
тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог
твой везде, куда ни пойдешь" (Нав. 1: 9).
"ВСЕ ВРАЗИ ТВОИ
ВОСШУМЕША"...
Шествие Разрушителя
Мир прелюбодейный и грешный гордо
поднял голову свою на Церковь. Мы смело обличаем это безверие и безумство, это
современное бешенство. Господь видит все совершающееся в нашем Отечестве и уже
скоро изречет праведный суд Свой на дерзких и вероломных, дышащих злобою и
убийством...
|
Святой праведный
о. Иоанн Кронштадтский |
Конец, и Богу Слава!