В
крупных исторических событиях не только бесполезно, но и несправедливо
обвинять кого-либо в отдельности. Эти события создаются всеми людьми и
целой массой условий. Выше подробно отмечено, как при множестве
крупнейших, даже гениальных работников мысли Россия все-таки не обнаружила
достаточной степени познания самой себя и своих основ для выработки
сознательной системы их осуществления. В этом, конечно, никто не виноват.
Это просто исторической факт. Но знать его - необходимо. Если мы можем
получить надежду пойти вперед, совершенствоваться, то лишь притом условии,
если будем знать, что у нас оказывается слабо, чем обусловлены неудачи
проявления и того, что само по себе сильно...
То обстоятельство, что в
деле устроения новой России царь и народ были разобщены более чем когда бы
то ни было, делало совершенно невозможным фактическое развитие нашей
монархии в направлении, требуемом ее сущностью и ее историей. Это
обстоятельство, в свою очередь, крайне затрудняло развитие национальной
теоретической мысли, ибо она развивается сильнее всего из фактов самой
жизни, из практики. Создавать схемы государственных отношений отвлеченным
путем недоступно даже самому великому уму. Теоретическую мысль
оплодотворяют лишь факты. А в новом периоде нашей истории именно и были
исключены факты совместного творчества царя и народа. Этого достаточно для
того, чтобы монархическая политическая мысль не развивалась даже и
теоретически.
Но если идея этического начала безмолвствовала в
политике, то старый вопрос наш "о правде" непременно должен был
обостриться, как и оказалось. В жизни человеческой все связано. Религия
объясняет этику, но и этика объясняет религию. Этика объясняет политику,
но и политика - этику. Если какой бы то ни было принцип абсолютного
характера оказывается бездействующим, несуществующим в какой-либо области,
то нам или он сам начинает казаться ложью, или та область отношений,
которая его в себя не вмещает.
Этим объясняется тот общий упадок духа,
обострение пессимизма, разочарования в себе, проявившееся в новой
освобожденной России за какие-нибудь 30-40 лет.
С другой стороны,
бездействие русских начал неизбежно выдвигало на первое место начала не
русские. Работа политическая не могла остановиться и по засоренности и
непроходимости русского русла, пошла в направлении европейских идей.
С
1861 года Россия впервые представила тот тип бюрократического
"полицейского государства", который господствовал в доконституционной
Европе XVIII века.
Но так как европейская эволюция этого
абсолютистского типа уже у всех была перед глазами, то естественно
являлось убеждение, что это и у нас только переходный период к
"конституции".
Толки об "увенчании" реформ сводились у нас
исключительно к требованиям парламентарным. "Увенчанием" казалось только
ограничение царской власти народным представительством. Эти требования,
естественно, отвергались свыше. Но помимо их никто, кроме славянофилов, не
видел способов связи Верховной власти с нацией, и пустота между ними
оставалась незаполненной.
Что же творило государство новейшего
периода?
Славянофильские идеи указывали на необходимость местного
самоуправления. Это совершенно основательное требование, значащееся и в
"западнических" теориях, было принято в известной степени в соображение,
но совершенно неудачно, ибо действительного самоуправления невозможно
установить, не ограничив власти бюрократии, а этого бюрократия не
допускала. Западнические требования указывали с особенной настойчивостью
на права личности, а общее историческое направление империи указывало
распространение народного просвещения. В различном осуществлении этих
задач и пошло особенно усердно творчество новейшего периода, но создателем
всего явилась бюрократия. Она работала за русскую нацию.
Естественно,
что при этом задача организации самоуправления не только не была
достигнута, но в общем заглушена. Все же остальное и не могло быть
достигнуто бюрократическим путем, ибо возможность личных прав и
просвещения теснейше связана с социальной самостоятельностью народа.
Права личности в анархически расстроенном обществе есть мечта.
Личность вне общества может, получая права, становиться только
революционной силой. Просвещение вне связи с воздействием общества есть
также химера. Между тем творчество нового периода допускало только
некоторую свободу личности, ее самостоятельность, но о самостоятельности
общественных слоев даже и не помышляло.
В действительности свободной
личности без самостоятельного общества не может быть, и такая свобода даже
не удовлетворяет личности. Новый же период этого совершенно не сознавал.
Он допускал, например, личную свободы веры, но ни в каком случае не
свободу церкви, тогда как для верующего человека свобода его церкви важнее
всякой личной свободы. Новый период допускал содействие общественных сил в
виде, например, "печатного слова". Но это нередко лишь отрезало власть от
народа, потому что печатное слово выражает мнение вовсе не народа, а лишь
того слоя, который имеет материальные средства и умение пользоваться
расширенной свободой печати. Судить о мнениях народа по голосу печати -
это значит сделать интеллигенцию представительницей всего народа и отдать
мысль правительства во власть стремлений интеллигенции. На той же почве
возникло огромное влияние разных заезжих иностранцев, обзаведшихся
журналами, или евреев, или, наконец, просто спекулянтов, ни с какими
слоями народа ничего общего не имеющих...
Вместо того, чтобы прямо и
непосредственно слышать мнение общества и народа, мы прибегали к фонографу
печати, который заряжался пьесами ни чуть не по выбору народа. Известно
огромное участие и самой бюрократии в этом якобы "отзвуке общественного
мнения".
Таким образом, во всем прямая связь государства с народом
отстранялась, и государственное строение с 1861 года в общем
характеризовалось тем, что из года в год, почти без моментов передышки
бюрократия развивала все большую централизацию и вмешательство чиновничьей
власти решительно во все, чем только живет нация. Область ведения
управительных учреждений беспрерывно расширяется. Контроль частных граждан
и общественных учреждений за действием бюрократических учреждений
постоянно суживается. Контроль бюрократии за каждым малейшим действием
личности и общественных слоев непрерывно растет.
Эта беспрерывно и
бесконечно возрастающая административно бюрократическая опека,
превзошедшая все примеры, бывшие дотоле, приводит общественные силы к
расслаблению. Они почти отрицаются, если не в теории, то на факте. Все за
всех должен делать чиновник и подлежащая власть. Таким путем
правительственные учреждения разрастаются более и более. Силы национальные
не только не развивают и не укрепляют своей организованности, но постоянно
расслабляются бесконечной опекой, указкой, воспрещением и приказом.
Нация приучается все меньше делать что-либо собственными силами и
удовлетворения всякой своей потребности ждет от "начальства". Это истинное
политическое развращение взрослых людей, превращаемых в детей,
сопровождается отсутствием возможности их контроля за действиями
опекателей - чиновников, порождая в общественном мнении вместо разумного
обсуждения действий администрации царство сплетни, в которой уже и
разумному человеку невозможно отличить фантастических или злостных выдумок
от действительных злоупотреблений.
Само собой, что так воспитываемая
нация не может не терять постепенно политического смысла и должна
превращаться все более в "толпу".
В толпе же непременно возобладают
демократические понятия о верховенстве.
Не только более высокий
этический принцип заглушается у политически приниженного народа, но даже
аристократическое доверие к силе лучших исчезает, ибо их уже не видно:
толпа сера и однообразна, в ней нет ни худших, ни лучших, есть только
численность - большинство и меньшинство.
Вот какие чувства и
настроения воспитываются бюрократией и ее централизацией. Ее действо было
вполне солидарно с тенденциями революционной интеллигенции.
(Глава из книги "Монархическая
государственность")
в начало статьи
Используются технологии
uCoz