...Итак, политика может
принять христианскую церковную идею как вполне совместимую с
государственными интересами.
Но является далее вопрос: в каких внешних
формах выражается христианская коллективность, то есть та Церковь, с
которой государство должно стать в союзные отношения?
По внешности она
имеет все социальные элементы. В ней есть народ (миряне, верующие), есть
руководящий слой священства разных степеней, есть высший слой епископов,
которых совокупность представляет церковную власть. В церкви есть даже
старший епископ (Патриарх, Папа и т. д.) и высшая власть - Собор. При
извращении церковности из этих элементов может вырастать власть, почти
неотличимая от социально-политической. Но в нормальном состоянии церковную
коллективность одинаково ошибочно было бы представлять себе теократической
монархией или иерархически-аристократической республикой, или
демократической общиной.
В Церкви, личности представляют лишь части
одного Тела Христова. Сообразно природе и целям этой коллективности,
церковный строй расположен так, чтобы члены его были живыми членами Тела
Христова. В юридическом смысле в церкви нет начальства и власти, и все
друг другу подчиняются в тех пределах, какие указаны даром Христа.
Член Церкви даже самый малый, остается разумной, а не бессловесной
овцой. Сверх того, как бы ни был он мал, он все-таки есть носитель
какого-нибудь дара, какой-нибудь силы Христовой и зачем-нибудь нужен для
других, хотя бы и более сильных и высокопоставленных.
Это сознание
выразилось в том, что вся жизнь, вся деятельность Церкви совершается в
теснейшей совместности всех членов.
Так как власть в Церкви
принадлежит только Христу, а Христос действует в целостной Церкви, то
соборное начало проникает церковный строй. Причем должно заметить, что
идея соборности состоит не в преобладании большинства, а в полном
единогласии всех.
Сущность соборности не во внешней форме собрания, а
во внутреннем духовном единении общей мысли и воли. Но потребность
единения естественно издревле приводила к общим собраниям и решениям. Она
же выразилась в избрании лиц священного сана.
Но смысл этих избраний
не в том, чтобы представить "общественную волю", а в сохранении полной
совместности, духовной слитности верующих.
Оставаясь разумными, а не
бессловесными овцами, миряне подчиняются Христу, а не людям. Точно так же
и епископ подчиняется Христу, а не общественной воле. Все они обязаны
охранять волю Христа, живущего во всей совокупности верующих, а не в одном
священстве. Такова идея Церкви, которую послание восточных патриархов
["Окружное послание единой святой, соборной и Апостольской Церкви ко всем
православным христианам". Спб. Синод Тип. 1850] и в новейшее время указало
римско-католикам, говоря, что "у нас ни патриархи, ни соборы никогда не
могли ввести что-либо новое, потому что хранитель благочестия у нас есть
самое тело Церкви, то есть самый народ" (Пар. 17).
Таково содержание
церковности, которое необходимо знать политике для того, чтобы с ним
сообразоваться. Желая быть в союзе с Церковью, государство должно искать
этого союза в целой церковной коллективности...
(Фрагмент из книги "Монархическая
государственность")
в начало статьи
Используются технологии
uCoz