На
вопрос сарацина: "Кого ты
считаешь виновником добра
и зла?", -христианин
отвечает: "Мы говорим, что
только Бог и
никто другой есть виновник всяческих благ, но не зла".
На это сарацин
говорит: "Кого ты называешь виновником зла?"
X. Разумеется, того, кто по своей воле диавол, и нас, людей.
С. Из-за чего?
X. Из-за свободной воли.
С. Так что, ты свободен, и что хочешь,
можешь делать и делаешь?
X. Я сотворен Богом свободным лишь для
двух вещей.
С. Для каких?
X. Для злодеяния и для благодеяния,
что есть
добро и зло.
Поэтому, делая зло, я несу наказание от закона Божия, а
творя благо, не
страшусь закона, но и почтен и
помилован Богом. Подобно
и диавола Бог
сотворил свободным еще прежде людей, и он согрешил, и Бог изверг его из
его чина. Но ты, быть может, возразишь
мне: "То, что ты называешь добром и
злом, - что это? Вот, солнце, и луна, и звезды хороши
- сотвори что-нибудь из этого". Но не из-за этого ли я
еще прежде говорю тебе: я творю добро
и зло сообразно человеку: добро, как,
например, прославление Бога,
молитва, милостыня и подобное им, а зло - блуд, воровство и
подобное; если же, как ты говоришь, добро и зло от Бога, то Бог у тебя
окажется неправедным, что не так. Ведь раз Бог повелел, как ты говоришь,
блуднику блудить, вору красть,
мужеубийце убивать; то они достойны чести -
ибо сотворили волю
Божию. Окажутся и законодатели твои лжецами, и книги
подложными, потому что предписывают сечь
блудника и вора, сотворивших волю Божию,
и казнить мужеубийцу,
которого следовало бы чтить, потому что он сотворил волю Божию.
Сарацин же говорит: "Кто вылепляет
младенцев в женских утробах?" - Ибо
сарацины ставят перед нами эту задачу как труднейшую, желая
доказать, что Бог виновник зла.
Ведь если я в ответ говорю, что
Бог вылепляет младенцев
в утробах женщин, то сарацин
скажет: "Вот, Бог пособник блуднику и прелюбодею".
На это христианин отвечает: "Мы никоим образом не находим, чтобы
Писание говорило, что Бог вылепляет или
создает что-либо после первой
недели миротворения.
Если же ты в этом сомневаешься, покажи сам какое бы то ни
было создание или произведение, сотворенное Богом после
первой седмицы. Но ты никоим образом не сможешь показать его, ибо все
видимые создания возникли в первую седмицу. Ведь Бог в
первую неделю сотворил
человека и повелел
ему рождать и рождаться, сказав: плодитесь и размножайтесъ,
и наполняйте землю
(Быт. 1:28). И поскольку
человек был одушевлен, имея
одушевленное семя, в собственной его жене взошел посев. Так
что человек рождает
человека, как говорит
божественное Писание: Адам родил Сифа, и Сиф родил Еноса, и Енос родил Каина, и Каин родил Малелеила,
а Малелеил родил Иареда, и Иаред родил Еноха
(Быт. 5:3-18). И не сказано: Бог создал Сифа, или Еноса, или
кого другого, и отсюда мы знаем,
что один-единственный Адам
создан Богом, а потомки его рождаются и рождают до сего
времени. И так
благодатью Божией стоит мир,
потому что и всякая трава и растение с тех пор повелением Божием рождает и
рождается - ибо сказал Бог: Да произрастит
земля зелень травы (Быт. 1:11), и повелением Его
произросло всякое древо, и всякий род травы
и растений, имея в себе семенную
силу. Семя же
всякого растения и
травы одушевлено, и снова попадая на землю, само собой или высеваемое
другим, оно всходит, не создаваемое
кем-либо, но повинуясь первому повелению Божию.
Вот и я, как прежде сказал, будучи свободен лишь в уже упомянутых вещах,
куда бы ни сеял, пользуясь своей властью, в своей ли жене, или в чужой, семя
всходит и становится послушным первому повелению Божию, а не так, что Он каждый
день создает и делает, потому что в первую седмицу
сотворил Бог небо и землю, и весь мир в шесть дней, и в седьмой день
почил от всех дел Своих (Быт.
2:1 ел.), как и Писание мне свидетельствует".
Сарацин же: а как же Бог говорит
Иеремии: прежде нежели
Я образовал тебя во чреве, Я
познал тебя, и из утробы освятил тебя(Иер. 1:5)?
Христианин: Бог образовал одушевленную и
семенную силу всякого мужа от Адама и
далее. Ибо Адам, имея во чреве Сифа,
родил его, как я уже говорил, а Сиф Еноса, и всякий человек, прежде имея сына во чреве своем,
[рождает его], и сын родил и рождает до сего времени. А
"из утробы освятил тебя"
понимай как [утробу], истинно
рождающую чад Божиих,
по свидетельству святого Евангелия: а тем, которые приняли Его
верующим во имя Его дал власть
быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения
плоти, ни от
хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1:12-13) через крещение.
(2) Противник же: а до Христа было
крещение? Ведь Иеремия
рождается прежде Христа.
X.: Было, по свидетельству
святого апостола, говорящего,
что одни крестились в облако,
другие в море (1 Кор. 10:1).
И Господь говорит
в Евангелиях: если кто не родится от воды и Духа, не может войти
в Царствие Небесное (Ин. 3:5).
Так что Авраам, и Исаак, и Иаков, и
остальные святые прежде Христа,
входя в Царствие Небесное, прежде
крестились, потому что согласно свидетельству Христа, если
бы не крестились,
не спаслись бы. Свидетельствует же и Дух Святой, говоря:
Отчуждены грешники от утробы (Пс. 57:4), то есть
от крещения. Поэтому
исповедуем, что все
спасшиеся и спасаемые крещением
спасены и спасаются по благодати Божией.
(3) С.: Того, кто творит волю Самого Бога,
ты называешь добрым
или злым?
Разгадав же хитрость его, христианин говорит:
"Знаю, что ты
хочешь сказать".
С.: Так расскажи мне.
X.: Ты хочешь спросить, волею Христос
пострадал, или неволею?
Чтобы, если я отвечу:
"волею пострадал", сказать
мне: "иди теперь,
поклонись иудеям, потому что они исполнили волю Бога твоего".
С.:
Именно это я и хотел тебе сказать - если у тебя есть доводы, ответь мне.
X.: То, что ты называешь волей, я именую
терпением и великодушием.
С.: Как ты это можешь доказать?
X.: Делом, потому что если мы
с тобой сидим
или стоим, может
ли кто-нибудь из нас вне власти и владычества Божия встать и двинуться?
С.: Нет.
X.: Когда Бог говорит: "не укради, не
блуди, не убий", хочет
ли Он, чтобы мы крали, блудили,
убивали?
С.: Нет, ведь если бы хотел, Он не сказал
бы: "не укради, не блуди, не убий".
X.: Слава Богу, что
ты признал то,
что я хочу
сказать. Вот ты согласился со мной, что никто из нас без
Бога не может встать или двинуться, и что Бог не хочет, чтобы мы крали или
блудили. Если сейчас я встану, пойду и
украду, или буду блудить, скажешь ли ты, что это воля Божия или попущение, терпение
и великодушие?
(4) Сообразив и удивившись, сарацин
сказал: "Действительно, это так".
X.: Пойми и то, что, хотя Бог и
может поразить, Он
воздержался на время, то есть
выказал великодушие о грехе. Но, если я не покаюсь, Он, когда захочет, воздаст
мне, как поступил Он
и с иудеями.
Ибо по прошествии немногих
лет Он воздвиг против них Тита и Веспасиана и
эллинов, и ниспроверг надменность их.
(5) Если спросит тебя сарацин и скажет:
"Кем ты считаешь
Христа?", отвечай ему: "Словом Божиим, и думаю, что ни в чем
здесь не погрешаю, потому что Он и Словом именуется в Писании, и Премудростью,
и Мышцею, и
Силой Божией, и много такого другого - ибо Он многоименен.
Спроси его и ты в свою очередь:
"Как называется Христос в твоем
писании?". И может быть,
он захочет спросить у тебя
что-нибудь еще, желая ускользнуть от тебя, - не отвечай ему, пока он не
разрешит твоего вопроса. И ему
обязательно придется ответить тебе: "В моем писании Христос
называется Духом и Словом Божиим". И тогда
ты снова спроси его:
"Дух и Слово Божие писание твое
считает несотворенными или тварными?" И если
скажет, что несотворенными, скажи ему: "Вот ты
соглашаешься со мной - ведь не сотворенное кем-либо, но творящее и
есть Бог". Если же
он вообще отважится сказать, что
они сотворены, скажи ему: "Но кто создал Дух и Слово Божие?" И если он в затруднении
ответит, что Бог создал их, скажи
ему: "Ты только что говорил,
что они несотворенны, а
теперь утверждаешь, что их
создал Бог. Вот, если бы я тебе так говорил, ты сказал бы мне, что "ты
сам опроверг свидетельство свое, и я больше не верю тебе, что бы ты
ни сказал". Однако я спрошу у тебя
еще вот что:
"Прежде чем Бог сотворил Дух и Слово,
Он не имел ни Духа, ни Слова?"" И он побежит от тебя, не имея,
что отвечать тебе,
- ведь такие
люди для сарацинов
еретики, весьма мерзкие и отвратительные, -
и если ты
захочешь разгласить о нем остальным сарацинам, он будет тебя очень
бояться.
(6) А если спросит тебя сарацин, говоря:
"Словеса Божий тварны или несотворенны?"
Ведь они выставляют нам этот вопрос как
труднейший, желая доказать, что
Слово Божие тварно, что не так. Ведь если
ты скажешь: "Они тварны",
он ответит, что "вот, ты называешь тварным
Слово Божие". Если
же скажешь: "Они несотворенны", он
ответит, что "вот, все существующие
словеса Божий несотворенны, но не суть боги.
Вот ты и признал, что Христос, будучи Словом Божиим, не есть Бог".
Поэтому в ответ не говори
ему, ни что
они тварны, ни что несотворенны,
но отвечай ему так: "Я исповедую
несотворенным только одно воипостасное Слово
Божие, как и ты
это признал, а
все мое Писаниеназываю
не словесами, но глаголами Божиими"'. И если скажет сарацин: "А как же Давид говорит, что
слова Господни - слова чистые (Пс. 11:7), но не "глаголы
Господни - глаголы чистые"?",
скажи ему, что
пророк говорил в переносном, а не в собственном смысле.
И если скажет тебе: "Что есть
переносный и собственный смысл?", отвечай ему, что собственный смысл есть
твердое указание вещи,
а переносный - нетвердое. И если скажет тебе сарацин:
"Допустимо ли, чтобы пророк давал
нетвердое указание?", скажи ему,
что в обычае у пророков олицетворять неодушевленные вещи,
и они наделяют
их глазами и устами, как, например, море увидело и побежало (Пс. 113:3). Ведь ясно, что море не имеет глаз - ибо
оно не
одушевленное. И вновь
тот же пророк обращается к нему
как к одушевленному: Что с
тобою, море, что ты
побежало? (Пс. 113:5) и так далее. "И меч мой
насытится плотью", - говорит Писание, ведь "насыщение"
говорит об устах едящего и поглощающего,
а меч рассекает, но не поглощает.
Так в переносном смысле он
и назвал словами глаголы, которые собственно не суть
слова, но глаголы.
(7) И если скажет тебе сарацин:
"Как сошел Бог
во чрево женщины?", говори ему:
"Воспользуемся твоим писанием
и Писанием моим;
твое писание говорит, что Бог преждеочистил Деву Марию
более всякой плоти
женской, и сошел Дух Божий и
Слово в Нее, а мое Евангелие гласит: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк.
1:35). Вот один глас обоих речений, и один смысл. Знай же и
то, что о нисхождении и восхождении
Божием Писание говорит в
переносном, а не в собственном
смысле, применительно к
нашим свойствам, - ведь нисхождение и восхождение у философов в
собственном смысле сказываются о телах,
а Бог все
содержит и никаким
пространством не содержится. Ибо
сказано у одного из пророков:
Кто измерил воды
морские дланью своею и пядью небеса, и всю землю горстью? (Ис. 40:12). И вообще, все воды под рукою Божией, и все небо
пядь, и вся земля горсть. Как может Он Сам снизойти и
взойти в Своей собственной руке, содержащей все?"
(8) Если спросит тебя сарацин, говоря:
"А если Христос был Бог, как Он пил,
и ел, и спал и так далее?", скажи
ему, что предвечное
Слово Божие,
создавший
все, как свидетельствует мое Писание и твое писание, Сам создал из плоти Святой
Девы Марии совершенного человека,
одушевленного и одаренного умом, и тот пил, и ел, и спал, а
Слово Божие не ел, не пил и не спал,
и не был распят, и не умер, но
святая Плоть, которую Он принял от Святой
Девы, она была распята.
Знай же, что Христос считается двойственным по природе, но единым по ипостаси.
Ибо одно предвечное Слово Божие и после
принятия плоти ипостасно, то есть личностно, но не по природе - ибо не
прибавилось к Троице четвертое лицо после неизреченного соединения с плотью.
(9) Если спросит тебя сарацин: "Та,
которую вы зовете
Богородицей, умерла или жива?", говори ему: "Не умерла",
полагаясь на доказательство из Писания. Ибо говорит об этом Писание:
"Пришла и к Ней естественная смерть
человеческая, но не заключив и не покорив,
как нас, - нет, - но как если сказать:
первый человек уснул
и лишился ребра".
(10) Если сарацин скажет тебе: "Вот я
получил удар в некоем месте моей плоти,
и плоть от удара произвела синяк, и в синяке завелся червь. Так
кто создал его?" - скажи ему, как,мы уже
говорили, что после
первой седмицы миротворения мы не находим, чтобы Бог создал или создавал
что бы то ни было, но повелением Божиим,
которое Он дал
в первую седмицу,
происходит происходящее. Ибо после грехопадения осуждена земля произращать тернии и волчцы. И
поныне, не засеваемая, она произращает тернии и волчцы. И
плоть наша, тогда же осужденная, до сего дня производит вшей и червей.
(11)
Дальше спрашивает сарацин
христианина: "Кто у
тебя больше, освящающий или
освящаемый?" Христианин же, разгадав
каверзный его вопрос, говорит: "Я знаю, что ты
хочешь сказать". И
сарацин: "А если
знаешь,
расскажи мне".
Христианин говорит, что "если я скажу, что освящающий больше освящаемого, ты
мне ответишь: иди,
поклоняйся Иоанну Крестителю
как крестившему и освятившему твоего Христа". Сарацин же говорит:
"Именно это я и хотел тебе
сказать". Христианин спрашивает сарацина иносказательно: "Если ты пойдешь со своим рабом в баню и
он будет мыть тебя и чистить,
кого ты назовешь большим, того
жалкого и купленного раба, или себя, кого он моет как своего господина?".
"Ты имеешь в виду, что я, купивший его, больше, чем он, купленный мною", - сказал
христианину сарацин. Христианин же ответил:
"Благодарение Богу. Так же понимай,
что и Иоанн
как раб и
слуга прислуживал Христу в Иордане, крестившись в котором, Спаситель
мой сокрушил главы гнездившихся там злых
бесов".
Сарацин же, весьма удивившись, и
недоумевая, и не имея
что ответить христианину,
удалился, больше уже не вызывая его на спор.