Г.М.Шиманов

О РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ

 


статья перепечатана:
личный сайт Г.М. Шиманова

http://www.shimanov.narod.ru/o_russkoi_nacionalnoi_ideologii.htm

Выше говорилось о том, что первая задача русских собраний есть выработка их участниками русской национальной идеологии в её современном виде. А что это значит? Повторю сказанное ранее и попробую раскрыть эту тему чуть обстоятельнее.

Национальная идеология есть сумма идей, организующих нацию в единое взаимосочувствующее и взаимопомогающее целое. Но эти взаимосочувствие и взаимопомощь были бы невозможны без взаимопонимания её членов, которое как раз и даётся национальной идеологией. Именно она, национальная идеология, является главным условием существования народа. Это его идейный каркас. С её разрушением народ разрушается, в зависимости от обстоятельств, с большей или меньшей скоростью на несогласные друг с другом части, а затем дробится всё больше вплоть до почти человеческих атомов.

Национальная идеология даёт краткие или развёрнутые ответы на самые важные вопросы, возникающие у представителей того или иного народа. О происхождении бытия и его смысле, о природе и обществе, об их прошлом, настоящем и будущем. О том, как строить в современных условиях семью, общину и нацию. Какими должны быть правильное государство и правильный социальный строй, правильная экономика, правильная педагогика и правильное искусство. И почему русские деградировали как народ на протяжении последних столетий. И - что делать для возрождения своего народа.

Национальная идеология состоит из тематических блоков, которых может быть больше или меньше в зависимости от степени её развития и от аудитории, для которой она предназначена. Эти блоки  могут иметь разные объёмы и разные формы, приспособленные для разных уровней и характеров их восприятия. Например, для художников и артистов должна быть раскрыта в наибольшей полноте тема искусства, а для хозяйственников и военных соответственно наиболее близкие им темы. Для начинающих осваивать национальную идеологию она должна быть изложена в кратком виде, а для более «продвинутых» - в книге или даже во многих книгах.



Выше я сказал, что национальная идеология есть сумма идей, организующих нацию. А теперь добавлю, что это не сумма идей, связанных механически друг с другом, но связанных органически. Национальная идеология подобна растению, вырастающему из одного зерна, а не из разных зёрен. Это сумма идей, вырастающих из одной главной идеи, из одного мировоззрения.

Вот почему совместные собрания православных христиан, язычников и атеистов с целью создания общей национальной идеологии обречены на неудачу. Представители каждого из этих мировоззрений должны собираться отдельно друг от друга, чтобы формировать свои версии будущей русской национальной идеологии. И та из них, на основе которой возникнут более жизнеспособные общины, станет со временем господствующей национальной идеологией русского народа.

Мне могут сказать: Да разве это посильное дело для обычных людей – создавать такую сложную вещь, как национальная идеология? Тем более в современном её виде, т.е. куда более сложном, чем она была раньше? Теперь даже профессионалы, увешанные учёными степенями, не знают, как к ней подступиться, а ты хочешь, чтобы её создали самые простые русские люди. В своём ли ты уме?

Мне представляется, что русские люди сегодня так запуганы этими профессионалами, что уже не смеют думать самостоятельно ни о чём, кроме самых непосредственных своих нужд. Ни о том, для чего мы живём на этом свете, ни о том, как правильно строить себя и свою семью. И что такое современное государство. И каким оно было раньше. И каким оно должно быть. Не думаем ни о мировой истории, ни о своей истории русской. Не думаем о том, почему мы, русские, оказались сегодня в такой яме. А о таких  сверхсложностях, как, например, политэкономия или богословие, не думаем и подавно. Где нам. Хотя иметь правильное представление об окружающем мире это самое необходимое дело для всякого разумного существа.

Как же нам ориентироваться в этом мире, если едва ли не все науки о нём мы отдали в исключительное пользование «специалистам», и, как следствие, оказались в полной от них зависимости? Стали чем-то вроде тайных манкуртов. Отдали науки «специалистам», чьи специальности, по причине их прогрессирующего сужения, утратили уже давно связь с целостным пониманием бытия и превратились в своего рода бизнес. А где бизнес, там и борьба научных мафий или, как принято сейчас говорить, «школ» друг с другом под режиссурой тех, от кого современная наука зависит. А зависит она, конечно, от больших денег и тех, кто ими владеет. Коммерциализация науки это её смерть. Это её подмена ложными её подобиями. Это причина хаоса в мире идей и хаоса в головах людей.

Если мы хотим выбраться из этого хаоса, то надо нам самим вырабатывать правильные ответы  на самые главные вопросы жизни. И нет тут ничего невозможного. Национальную идеологию не могут выработать никакие специалисты. Её может выработать только сам народ. А специалисты, если это люди добросовестные, могут лишь помогать этому делу. А если недобросовестные, то препятствовать ему.

Все науки, поставленные на ложную, т.е. безрелигиозную и безнациональную, основу, были обречены тем самым на уродливое «развитие», при котором утратили свою прозрачность для неспециалистов и превратились в келейное дело «специалистов»-уродов. Этих алхимиков новейшего образца. И выправлять это нынешнее положение - задача всех бескорыстно думающих о жизни. В одиночку это действительно непосильное дело, а сообща и при опоре на действительно мыслящих национально авторов это вполне посильное дело.

Национальная идеология в её первоначальном, ещё сыром и неразвитом виде может быть создана за какие-нибудь полгода, если за её создание возьмутся сообща люди достаточно заинтересованные в этом деле. После чего она будет совершенствоваться как в отдельных своих частях, так и в целом.

А до каких пор она должна совершенствоваться?.. До тех пор, пока народ живёт. Ибо совершенствованию его жизни и его мысли нет конца.

Но!.. как только народ перестанет думать о своём национальном бытии и связанных с ним вопросах, как только перестанет совершенствовать свои мысли по этой части, так войдёт в фазу застоя и начнёт загнивать внутренне, и чем дальше тем больше, даже при всех своих внешних успехах.

Национальная идеология это НАУКА НАУК, без которой все остальные науки имеют лишь условно полезный характер. Национальная идеология это ядро всякого действительного разумения. И в качестве ядра она должна занимать центральное место среди остальных наук, определять их ценность и направленность.

Ядром же самой национальной идеологии является национальная религия того или иного народа. «Национальная» не в том смысле, что тот или иной народ сам изобретает её, а в том смысле, что он сознательно выбирает её из множества религий и делает её своей религией. ИБО ПОДЛИННАЯ РЕЛИГИЯ ИСХОДИТ НЕ ОТ НАРОДА, А ОТ САМОГО БОГА. И потому имеет, в первую очередь, общечеловеческий, т.е. универсальный, характер. И лишь во вторую очередь характер национальный, который приобретает как по факту признания её своей религией тем или иным народом, так и по характеру её усвоения им. Именно в этом смысле, т.е. в полном согласии с православным вероучением, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн писал о Русской Православной Церкви как источнике русской национальной идеологии. Цитирую: «Возрождение Святой Руси не может начаться иначе, как с воссоздания общенационального религиозно-нравственного мировоззрения... Отсюда задача – оформить «русскую идеологию», доходчиво и здраво сформулировать её, осознать самим и как можно быстрее донести до людей. Сделать это не так уж сложно, ибо милостию Божией мы сохранили Русскую Православную Церковь, содержащую в своих благодатных, любвеобильных недрах всё, что для того необходимо». (Из книги митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна «Одоление смуты». Цитата из сборника «Нужен ли России Гитлер?», М. 1996, стр. 261-262).

 

 

P.S. Существующая система воспитания и образования строится таким образом, чтобы обойти самые важные для человека вопросы. Зачем он живёт и что такое окружающий его мир, как ему жить в нём, как строить свои отношения с другими людьми. Каким должно быть правильное общество, от семьи до нации и всего человечества. Но эта система не просто обходит самые важные для человека вопросы. Она незаметно для него формирует в нём равнодушное или даже враждебное отношение к ним, «помогает» ему воспринимать эти вопросы как препятствие для его благополучия. Она незаметно для человека разоружает его как существо мыслящее и общественное.

Но случайно ли это? Случайно ли из человеческого сознания вымываются самые главные для человека знания? Составляющие в сумме как раз то, что мы называем НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ? Конечно же, не случайно.

3 декабря 2005г.




в начало статьи


Используются технологии uCoz