Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь!

НАРОД РУССКИЙ


Часть 1


        В «Повести временных лет» Нестор летописец повествует нам, - откуда есть пошла Земля Русская. Сообщает он, что народ наш пошел от Иафета, сына Ноева. Потомки старшего сына Иафета – Ария все индоевропейские народы – арийцы. Такое название за ними закрепили ученые-антропологи задолго до возникновения национал-социалистской идеологии. В те стародавние времена, когда зарождались народы, люди ясно видели связь между отдельным человеком и всем родом. Народ – народиться, родственник, род – группа людей объединенных одной кровью, а не просто живущих вместе. Издревле люди придавали большое значение крови – родственным связям. «Какого ты будешь роду-племени?» - этому вопросу в русских былинах уделяется большое значение, когда происходит первое знакомство с кем-либо. В сельской местности и в небольших уездных городах Руси, где почти все всех знают, до сих пор, когда знакомятся с кем-то на длительный срок (приход нового сотрудника на работу, сватовство и т.д.) всегда первым делом выясняют кто родители («а чей ты будешь-то?»). По родителям, родственникам судят и о тебе, - «Отца твоего знаю. Мужик работящий, не пьющий, людьми уважаемый. Сработаемся.». Это твоя первая рекомендация. Первое впечатление. Дальнейшее отношение, конечно же, будет зависеть только от тебя. Но кому приходилось менять место работы знает как много это первое впечатление значит. Ежели родственники твои были вороваты, скандалисты или пьяницы, то отношение к тебе будет настороженное, пока не поймут что ты сам за человек. Подтверждаешь ли пословицу, что яблоко от яблоньки не далеко падает или есть в тебе сила и смог ты победить родовой недуг. А сила действительно нужна, потому как кровь - ух как сильна!
        Но кроме крови родственники и духом близки. Я родился в средней, по-ранешним меркам, но на сегодняшний день – сверх многодетной семье. Нас у родителей пятеро. Мы давно уже живем по разным местам, редко собираемся вместе, но кроме кровной связи (если нас с братом или с отцом поставить рядом – любой скажет, что мы родственники) ощущается сильная духовная связь. Мы на многие вещи смотрим одинаково, у нас похожий вкус, нам нравятся одни и те же песни и т.д. Человек тем отличается от животных, что кроме материальной имеет еще и духовную суть. Народ, так же как человек объединяется не только кровным родством, но и духовным. У каждого народа своя душа. Она соединяет нас в единое целое с предками и потомками. Не зря наши пращуры уделяли такое внимание родовым связям, почитанию предков. И это не языческие обряды и верования, как пытаются многие сегодня представить. Это подсознательное чувство истинного, изначального, незыблемого. Того, что заложено в нас Богом, как чувство стыда, совести, то что призвано нас удержать от превращения в обезьяну. Это спасительные ограничения, заложенные в нас Творцом и не дающие нам погибнуть. Но это не есть насилие над нами – нет, у нас есть свобода их отключить и умереть как народ, не оставив после себя и памяти, как многие до нас.
        Сейчас все большее число людей начинают это понимать и некоторые призывают вернуться к «истокам», к «изначальной» чистой национальной самобытности язычества. Их приводит в изумление, как те наши древние предки так много знали о природе, о себе, своем теле, о законах мироздания, какие изумительные вещи они делали простейшими орудиями. Но беда этих новых подвижников язычества в том, что они не могут подняться над собственным материалистическим взглядом на мир, не дающим понять, что «Земля не плоская». Что все эти изумительные знания суть отголоски тех знаний и способностей, которыми люди обладали до падения, через благодать Духа Святого. И чем дальше в глубь веков мы уходим от тех времен, тем более и более теряем эти знания. И вовсе не язычество было изначальной верой людей, а истинное богообщение и вера в Единого всеблагого Господа, которая сохранялась вплоть до Моисея, когда люди настолько духовно опустились, что сами уже не могли поддерживать в себе веру и им нужен был внешний руководитель. Им стал закон.
        Таким образом, принятие Христианства на Руси как раз и было возвратом к истокам, к истинному богообщению. В то время как нынешние неоязычники кричат о чуждой культурной экспансии Христианства.
        Надо уметь отличать языческое поклонение духам от тех богодухновенных знаний о природе, о мироздании, о связи времен, которыми обладали люди до отпадения в язычество. Почитание предков, поддержание родовых связей ни коим образом не порицается христианством, а даже поощряется. Познание природы и мира и восстановление гармоничных отношений человека и природы, существовавших до падения так же в духе Христианства. Христианство выступает против малодушного поклонения духам, принесения им жертв, совершения культовых обрядов, как то – гадание, суеверие, ритуальные пляски, подношение еды и других ценностей, вхождение в транс и т.п. Язычество – это малодушная попытка откупиться от духов, задобрить их, «договориться», вместо того, чтоб мужественно признать грехи свои, покаяться в них и просить Господа о помощи и прощении. Ничего полезного для души, для человека язычество дать не может. Ни каких «тайных» знаний, сверхчеловеческих способностей – все ложь и обман. Потому как духи служат врагу рода человеческого и их цель – погубить нас, а не помочь. Да, возможно, они дадут часть знаний или силы, но это как мираж в пустыне – помрачает разум, сбивает с пути, манит к погибели. С духами надо быть очень осторожными. Они намного выше нас в знаниях и развитии. Мы против них, как школьник против взрослого человека. Много в нашем мире примеров того, как беспринципные, безнравственные взрослые манипулируют неокрепшим детским сознанием, как используют их в своих темных делах, обещая быстрое и «легкое» достижение материальных благ, привлекают наркотиками, развращают и растлевают их. Все это мы можем видеть каждый день по телевизору. Точно так же действуют против нас духи. Они заманивают нас в свои сети казалось бы безобидными вещами – наслаждением телесным и «духовным», ощущением «кайфа», адреналина. Беда в том, что у этих чувств нет насыщения. Постепенно ощущения притупляются и надо их подпитывать, все более увеличивая дозу – а это уже зависимость. С нее так просто не соскочишь.
        Обобщая все вышесказанное, определим, что народ есть общность людей связанных кровными и духовными узами. И что эти узы чрезвычайно важны для жизни народа. Для каждого народа свой промысел Божий. Все народы индивидуальны как и люди их составляющие. И стирание этих индивидуальностей в угоду «общечеловеческим» ценностям есть акт насильственного выравнивания всех «под одну гребенку», ослабляющий а не усиливающий народы. Это отголоски материалистической – гуманистской концепции 19-20 –х веков создания «идеального» общества на Земле. К чему приводит насильственное осчастливливание человека нам наглядно иллюстрирует история 20-го века. Человечество есть сосуществование индивидуальностей, а не единство идентичных особей. Нельзя так просто взять и всех объединить. Из этого ничего хорошего не получится. Мы разъединялись тысячелетиями и обратный процесс будет не менее длителен и труден.
        Душа народа это совокупность душ всех людей, составляющих народ, причем, не только живущих в настоящее время, но и тех которые умерли. Ведь умирает только наше тело, душа же бессмертна. Как кислород и водород в соединении дают новое качество – воду, так и души людские, соединяясь духом через кровь, дают новое качество – душу народа. Она из различных душ делает единый народ, не давая душам разлететься в разные стороны. Каждая отдельная душа связана неразрывно с душой народа, от нее получает определяющие черты при рождении. Отсюда произвольное единство взглядов, мыслей большого количества случайных людей, например, по отношению к определенным событиям, к определенному политическому лидеру.
        Здесь надо отдельно остановиться на роли политического лидера или, как говорят, – роли личности в истории. В чем его феномен? По моему глубокому убеждению, лидеров рождает время тогда, когда в них возникает необходимость. Сначала в глубинах народа интуитивно, на подсознательном уровне возникает осмысление, осознание некой появившейся либо грядущей проблемы. Мы как бы чувствуем ее, но пока не можем выразить словами. Дальше, по мере увеличения проблемы, приходит ее осознание и осознание необходимости ее решения. Но пока не ясно как решать проблему. Есть несколько вариантов, общественное мнение склоняется то к одному, то к другому, то к третьему. Душа народная в смятении. Инстинкт самосохранения народа увеличивает напряжение. И в момент наивысшей кульминации неопределенности происходит «разряд» - концентрация души народа в одном конкретном человеке, подходящем по своим свойствам для решения проблемы. Он, оставаясь собой, одновременно является как бы и целым народом. Он говорит и действует не только от себя, но и от всего народа. Народ его «породил» и теперь он ведет за собой народ. Таких людей политологи называют харизматичными лидерами. Являясь выразителями чаяний народа, они пользуются огромной поддержкой самых различных слоев населения. Яркий пример тому – феномен Путина. Малоизвестный до этого политик меньше чем за год получил поддержку 60 % населения страны. Причем Путина приняли и пошли за ним люди различных социальных групп, политических взглядов, возрастов и положения на общественной лестнице. Он явился выразителем того, что хотел народ – сильной страны, единства, законности и экономической стабильности. Поддержка народом такого лидера тем выше, чем более он отвергся себя и чем больше в нем чаяния народные, а не личные. Это особый вид служения. Именно так и должен подходить политик к осознании своей роли.
        Много народа живет сейчас на земле, но еще больше умерло. Поэтому почитание предков, хранение традиций это часть самосознания единства народа, единства живущих и умерших, единства души народа. Это не означает статичности, застоя, консервации. Традиции как культура и язык должны развиваться, но развиваться органично, ощущая преемственность к предыдущим поколениям. Насаждение чуждой культуры нарушает эту преемственность, отрывает народ от корней и, в конце концов губит его, хотя возможно, что биологические представители данного народа продолжают жить на той же территории. Так действуют завоеватели, насильственно ассимилируя покоренный народ. Так поступают и некоторые правители со своим народом вроде бы из благих побуждений. Примером тому служат реформы Петра I. Да, необходимость обновления общества назрела, и нужно было многое менять. Но можно было это сделать опираясь на национальные традиции, а не насаждая чуждые, инородные обычаи. То, что насаждаемые с реформами европейские традиции были чужды русскому народу, говорит тот факт, что за триста прошедших лет они так и не стали поистине народными, а были восприняты только верхушкой общества. Это оторвало верхушку от народных корней и привело в конечном итоге к революции 1917 года. Основная же масса народа в лице сельской общины сохранила традиционный уклад жизни вплоть до конца 20-го века. Христианство же, напротив, было органично воспринято всеми слоями русского народа, не тронув традиции и уклад жизни.
        Не зря все философы-славянофилы так выделяли уклад, обычаи и культуру сельской общины, считая ее основной ячейкой русского народа, хранительницей народной души, органичной преемственности поколений.
        Вот где надо искать истоки. В чистом виде русский национальный дух! Представьте себе, образ жизни, традиции с седых времен зарождения народа русского несколько тысяч летней давности дошел до наших дней почти в неизменном виде! Хотя бы по одному этому, уклад жизни русской сельской общины заслуживает самого пристального и внимательного изучения. А мы, в угоду модным веяниям, отвергаем его как пережиток прошлого, традиции и культуру крестьянства объявляем отсталостью, даже не пытаясь осознать их, изучить, ради даже чисто научного интереса. Жизнь и быт древних египтян занимает нас куда более, нежели жизнь собственного народа.
        Нельзя одним махом выкинуть на свалку то, что собиралось, устраивалось, притиралось и оптимизировалось тысячелетиями. Взгляните хотя бы на труд крестьянина. Его технологичность, распределенность по времени, плавное перетекание одного вида труда в другой, чередование перерывов для отдыха и различных нагрузок – это же наилучший пример организации труда, его оптимизации. При такой организации крестьянин выдерживал значительные нагрузки и мог спокойно работать по 14 – 16 часов в сутки, менее уставая морально и физически, чем рабочий у станка за 8 часов труда.
        Очень хорошо традиции и быт русского крестьянства описаны Василием Ивановичем Беловым в его книге «Лад. Очерки о народной эстетике». Приведу ниже вступительное слово автора:
        «Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся.
        В неутолимой жажде познания главное свойство науки - ее величие и бессилие. Но для всех народов Земли жажда прекрасного не менее традиционна. Как не похожи друг на друга две эти человеческие потребности, одинаковые по своему могуществу и происхождению! И если мир состоит действительно лишь из времени и пространства, то, думается, наука взаимодействует больше с пространством, а искусство со временем.
        Народная жизнь в ее идеальном, всеобъемлющем смысле и знать не знала подобного или какого-либо другого разделения. Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, - все это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству.
        Подобную упорядоченность и устойчивость легко назвать статичностью, неподвижностью, что и делается некоторыми «исследователями» народного быта. При этом они намеренно игнорируют ритм и цикличность, исключающие бытовую статичность и неподвижность.
        Ритм - одно из условий жизни. И жизнь моих предков, северных русских крестьян, в основе своей и в частностях была ритмичной. Любое нарушение этого ритма - война, мор, неурожай - лихорадило весь народ, все государство. Перебои в ритме семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни и всей деревни.
        Ритм проявлялся во всем, формируя цикличность. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатья до могильной травы.
        Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу - от красоты. Мастер назывался художником, художник - мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии.
        Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.
        Молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила. Но где бы ни тратили они свою неуемную энергию: на таежной ли стройке, в полях ли Нечерноземья, в заводских ли цехах - повсюду молодому человеку необходимы прежде всего высокие нравственные критерии ... Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат.
        Но нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие производственно-эстетические элементы так называемого льняного цикла. Все лишь ускорено и механизировано, но лен надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад.
        Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов.
        Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.
        Книга не случайно называется «Лад» и рассказывает о ладе, а не о разладе крестьянской жизни. Она была задумана как сборник зарисовок о северном быте и народной эстетике. При этом я старался рассказывать лишь о том, что знаю, пережил или видел сам либо знали и пережили близкие мне люди. Добрая половина материалов записана со слов моей матери Анфисы Ивановны Беловой. Воспоминаний, а также впечатлений сегодняшнего дня оказалось слишком много. Волей-неволей мне пришлось систематизировать материал, придавая рассказу какой-то, пусть и относительный, порядок, чем и продиктовано композиционное построение книги.
        Из экономии места мне приходилось то и дело сокращать или вовсе убирать живой фактический материал, довольствуясь общими размышлениями.»

        В глобальной сети книгу можно найти хотя бы здесь: http://www.booksite.ru/fulltext/vas/ily/lad/

                        Василий.

2 декабря 2008 года

e-mail: svilia2008@yandex.ru
Используются технологии uCoz
(скачать текст статьи)